Как найти сценический конфликт в пьесе?
Сценический конфликт — противостояние идей, реализуемое посредством сюжета через построение событий. Его основа — негатив, который не должен оставаться таковым, должен быть преобразован. Это осуществляется трансформацией судеб персонажей через их действия и поступки. Найти сценический конфликт в пьесе Арт-Партнер порой непросто, потому что режиссер изменяет его, исходя из задачи. Поэтому и получаются разные постановки при одинаковом произведении.
Особенности сценического конфликта
Конфликт — идейная основа произведения. Для зрителей это один из примеров демонстрации какой-либо социальной или личностной проблемы. Для него характерна типичность, при этом он выражается в конкретных персонажах. Он имеет две направленности: объективную, по-черпнутую из используемой идеи, показывающую возникшую в обществе проблему, и субъективную, демонстрируемую характером и поведением героев.
Сценический конфликт определяем по следующим особенностям:
- Ограниченное время демонстрации.
- Интенсивное проявление.
- Быстрое и заметное развитие интриги.
Воплощая конфликт, персонажи демонстрируют неизменную инициативность, много ошибаются по ходу сюжета. В этом и состоит интерес спектакля. Зритель желает купить билеты в театр, чтобы увидеть, как прямыми и обратными действиями герои решают личностные и социальные проблемы. Сценическое воплощение являет собой нравственный анализ.
Чтобы воплотить конфликт, требуются не менее 2-х источников действия-противодействия:
- Персонаж-персонаж.
- Персонаж-окружение.
- Окружение-окружение.
- Персонаж-экран.
- Персонаж-зрители.
Основа реализации конфликта — мизансцена. Второй по значимости фактор воплощения — освещение и музыкальное сопровождение, третий — декорации и художественные элементы, четвертый — ритмика и хореография, пятый — детали.
Виды и структура сценического конфликта
Сценические конфликты делятся на две категории:
- Казусные — локально развившиеся противостояния, ограниченные сформировавшимися обстоятельствами. Принципиальное решение проблемы определяется стремлением конкретных персонажей. Завершение противоречия происходит там же, где начинается.
- Субстонциальные — продолжительные и устойчивые противостояния, обусловленные противоречивым состоянием персонажей. Проблема появляется, затем исчезает не из-за однократного действия героя, а согласно историческим событиям или природным факторам.
Сценический конфликт — понятие многоуровневое. Он формируется из следующих слоев:
- Внешнее проявление.
- Идеи, нравственные аспекты.
- Социальная основа.
- Национальные, профессиональные, религиозные и иные корни.
Как найти сценический конфликт на примере пьесы «Чайка»
Этот популярный спектакль непрост в плане зрительского восприятия, так как раскрывает сразу 2 равных по значимости проблемы, слагающие конфликт:
- Изнанка творческого успеха. В спектакле, с одной стороны, демонстрируется амбициозность Треплева, с другой, опытность и трудолюбие его матери — актрисы Аркадиной. Вторая линия — страстное желание стать актрисой у Заречной и утомление от работы у востребованного автора Тригорина. То есть одни стремятся к самовыражению, не осознавая, насколько это трудно, а другие прекрасно понимают тяжесть театральной профессии.
- Отцы и дети. Спектакль раскрывает тему сложностей взаимопонимания старшего и младшего поколения. К последнему относятся Треплев и Заречная. Причина споров в том, что старшие стремятся удержать карьеру любым методом. Младшие не согласны с этим, так как видят не те ценности, в которых их убеждали старшие. В спектакле демонстрируется иллюзорность семьи. Младшие не могут морально повзрослеть, театр для них — игра во взрослую жизнь, о которой они понятия не имеют. Старшие не предприняли ничего, чтобы потомки взрослели.
Конфликт раскрывается через одну неудачную постановку Треплева. Заречная покидает постановщика-неудачника, взаимоотношения Треплева и Аркадиной усугубляются, Тригорин пытается увильнуть от возможного противостояния с молодым конкурентом. Каждый персонаж выплачивает большую цену за возможность заниматься творчеством. Аркадина уехала в столицу, бросив сына. Тригорин потерял свободу, купив успешность. Треплев бросил музу. Заречная потеряла себя саму.
Итог — цена успеха на творческой стезе высока. Придется заплатить разрушением личности, семейных связей или чего-то иного. Конфликт в «Чайке» — предположение, к каким лишениям готов каждый ради творческой деятельности.